Преполовение
После встречи весны существовал целый ряд дохристианских по происхождению обычаев и обрядов, совершавшихся во время Великого поста. Они должны были, по поверью, дать плодородие земле, благоприятствовать новому урожаю, принести здоровье и силы самому крестьянину, его семье, сохранить скот. Первый обряд, так называемое «средокрестие», приходился со среды на четверг четвертой недели поста, когда заканчивалась его половина. Тем самым пост как бы «переламывался пополам», поэтому не случайно праздник назывался в народе «преполовением». По обычаю, на средокрестие в деревнях пекли печенье в форме крестов, в которые запекали для каждого члена семьи различные предметы. В зависимости от того, кому они попадали, гадали о ближайшем будущем. Крестообразная форма печенья возникла, скорее всего, под влиянием христианства, но сам обряд восходит к древности и является пережитком земледельческой магии. Недаром в ряде мест кресты закапывали в землю перед севом или кормили ими скотину. В Костромской и в некоторых волжских областях существовал обычай собирать детьми кресты с пением песен-колядок. Особенностью обряда было то, что дети просили при этом облить их водой, что свидетельствует о связи сбора крестов с магическим заклинанием дождя, столь нужного перед началом полевых работ. Праздник Преполовения принадлежит к числу тех, истинное значение которых было почти совершенно непонятно для народа. Даже люди образованного круга, на вопрос, что такое Преполовение, отзывались сплошь и рядом полным неведением, и самое большее, если говорили, что Преполовение – это половина Пятидесятницы, подвижный праздник, приходящийся между Пасхой и Сошествием Святого Духа. Но зато на вопрос о том, откуда взято церковью название праздника и в чем состоят особенности церковного богослужения в этот день – очень немногие отвечали, что название заимствовано из Евангелия и что в день Преполовения церковь прославляет особенно учение о таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и животворящие дары Святого Духа. Таким образом, нельзя удивляться, что в крестьянской среде об этом древнем христианском празднике только и знали, что в среду Преполовения священники совершают малое водосвятие на реках и источниках и что «деревья, из которых был сделан Крест Господень, начали расти на Преполовение». Впрочем, в некоторых местах, о возникновении этого праздника рассказывали целую легенду, сущность которой сводится к следующему: «Один раз гнались за Богородицей разбойники, а Она была с Младенцем в руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с Младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица Своему Младенцу: „Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу“. Младенец услышал молитву матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уже плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега». Этим легендарным сказанием вполне объясняется, почему крестьяне всех великорусских губерний праздник Преполовения называли «Преплавлением» (от слова «переплыть»). Можно предположить, что с этой же легендой связано и происхождение иконы Божьей Матери «Троеручицы».