ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

27 сентября – праздник Воздвижения Креста Господня. Многие из вас бывали в этот день в церкви и видели умилительный и торжественный обряд выноса креста и поклонения ему. Некоторых это смущает, и они говорят даже, что православная и католическая церкви поклоняются дереву, веществу, а значит, идолу. Они не первые. Уже в глубокой древности язычники называли христиан крестопоклонниками и думали что для христиан крест не что иное, как фетиш или идол1. Но сама Церковь учит совсем не так. Она - то как раз нашла разумный баланс и почитает Крест одновременно как символ страданий Господних и как изображение. Святой Димитрий Ростовский, например, так и говорит: «Не подумай, что Крест Господень есть только вещественный крест, сделанный из дерева, а понимай в нем больше всего страдания Господи, восприняв которое, Он оставил нам образ, чтобы следовать по Его стопам»2 А преподобный Симеон Новый Богослов считает, что лучше всего смысл крестных страданий Господних можно понять, если сравнить Христа с праотцем Адамом: « Нужно было, - писал он, - чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и через это получил прощение Адам согрешивший. Для этого вместо древа познания был крест, вместо ступания ног, которыми прародители шли к запрещенному древу, и вместо простертия рук их, когда они брали плод древа, были пригвождены ко кресту непорочные ноги и руки Христовы, вместо вкушения плода было вкушение желчи и уксуса, и вместо смерти Адама смерть Христа»3. А другой уважаемый в христианском мире богослов, преподобный Иоанн Дамаскин поясняет, почему нужно почитать и изображение креста. Он стал жертвенником, на котором Христос принес себя в жертву за нас и освящен прикосновением святого тела и крови, и потому мы почитаем не вещество, да не будет, а изображение, как символ Христа, ибо где знамение, там и Сам Христос4. Реальность этого креста поразительна. Известный богослов протоиерей Сергий Булгаков говорит замечательные слова о важности изображения креста. Оно возводит наш ум к кресту небесному, который воссиял на земле в древе крестном, орудии нашего спасения. Этот крест светит в греховных глубинах нашего сердца, он его просвещает и согревает, потому что крест есть любовь Божия, тут ее сила и огонь, ибо любовь не может быть некрестной5. Мы видим, как благоговейно в Церкви уже с древнейших времен относились к кресту, и это делает праздник в его честь понятным и логичным. Его появление связывают с матерью первого христианского императора Константина Великого (+337) царицей Еленой. В 326 году она приехала в Святую землю, чтобы найти место погребения Христа и крест, на котором Его распяли. Задача была не из легких. Двумя столетиями раньше император Адриан (+138) приказал завалить пещеру Гроба Господня и на ее месте построить храмы в честь Юпитера и Венеры. И, тем не менее, пещеру Гроба Господня нашли, а недалеко от нее обнаружили три креста, гвозди и дощечку. Крест Господень узнали по чуду. На него положили больную женщину, и она исцелилась. Рассказывают, что несколько гвоздей от креста Елена вбила в шлем царя, заботясь о голове своего сына, а другие вковала в узду его коня. Часть животворящего древа креста она послала ему, а остальная б`ольшая часть была оставлена в Иерусалиме6. Над пещерой Гроба Господня затем соорудили великолепную Церковь, которую и освятили 14/27 сентября 335 года. Народа собралось такое множество, что тогдашнему архиепископу Макарию (+333) пришлось поднимать или «воздвигать» крест над головами молящихся. От этого поднятия или «воздвижения» и получил свое название праздник. Поднятие креста и осенение им верующих всегда было самым важным элементом в богослужебном строе этого древнейшего христианского праздника. Сохранилось описание воздвижения креста в так называемом Синайском Канонаре 10-го века. Посмотрите, как эмоционально в этом богослужении участвовал народ: «Архиепископ творит трижды коленопреклонение. И, стоя к востоку, знаменует трижды крестом, молча и творя первое воздвижение. Диакон начинает петь с народом трижды, а затем еще 22 раза протяжно и просительно. Народ же кричит другие 25 раз Господи, помилуй. А когда архиерей будет опускать крест с высоты, народ исполняет другие 25 раз, крича : Господи, помилуй . Второе воздвижение бывает к югу, третье к западу, а четвертое к северу. И 50 раз вопит народ: Господи, помилуй»7. Нынешний обряд воздвижения креста мало, чем отличается от описанного. Правда, раньше его мог производить любой священник. В поучении русскому духовенству митрополита Киприана (+1406) так и говорится: «Во всякой церкви, где христиане живут, крест воздвигают, хотя бы был всего один поп, на славу честнаго и животворящего креста»8. Теперь же, как правило, его совершает епископ в кафедральном соборе, и «Господи, помилуй» поет уже не народ, а хор. Ну, а нам в этот день хорошо было бы подумать о кресте своей собственной жизни. Хочешь, не хочешь, а нести его надо, и потому лучше это делать с терпением и верой в Бога, чем с ропотом и возмущением. Так постепенно в сердце воздвигается крест, как и в праздник, надеждой на Бога и молитвой к Нему: Господи, помилуй!

Источник: http://minds.by

22.08.2011

Похожие записи

To Top