Рождество Богородицы (оспожинки) - народные приметы и обряды

Рождество Богородицы (оспожинки) - народные приметы и обряды

Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается 21 сентября (8 сентября по ст. ст.). Именуется он также и Малой Пречистой, в отличие от Большой Пречистой – праздника Успения Пресвятой Богородицы (28 августа (15 августа по ст. ст.). Есть и другие народные названия этого дня: аспожки, оспожин день, оспожинки, госпожинки, осенины, вторая встреча осени, аспасов день, пасекин день, день луковой слезинки. Во времена язычества в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После Крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, в народном представлении он соединился с праздником урожая, который получил название оспожинки. На него встречал народ с особыми обычаями «матушку-осенину». При видимом благополучном результате жатвы оспожинки справлялись иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Приуроченное к празднествам церковного цикла и обнимающее собой период времени от Успения Пресвятой Богородицы до Покрова, это деревенское пиршество развертывалось по всем правилам хлебосольства и со всеми приемами гостеприимства по преданию и заветам старины и по возможности широко и разгульно. В прежние времена все, у кого был покрепче достаток и веселье на душе, делали приготовления к празднику заранее: варили пиво (символизировавшее щедрость природы) по числу ожидаемых гостей (от 10 до 15 корчаг), закалывали собственных овцу или барана, покупали говядины, голову и бычьи ноги для студня, доставали рыбы для кулебяки, хотя избранный день и выпадал на скоромный, и пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки (лучшего сорта белой пшеничной муки самого тонкого помола). Центральное место на столе снова отводилось караваям – главному обрядовому угощению на оспожинки. За день-два до праздника бежали по селу малолетки с зовом на пиршество родственников, предпочитая тех из них, кто сам был в состоянии отплатить угощеньем на своем празднике. Исключение составляли зятья, особенно молодые: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Для обоих очень важно было, чтобы между ними и свекром со свекровью дочери существовали добрые, мирные отношения, по пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти». Не приглашенный свекор мог не отпустить своего сына и его жену к родителям снохи. Вот почему сват и сватья у тестя и тещи их сына – главные гости, которые и за стол садились в передний угол, под самые образа. Впрочем, такие отношения продолжались до семейного раздела. Как только отец зятя отделял сына с семьей, он ни в коем случае уже не мог рассчитывать на зов к своему свату. Крестьяне при соблюдении правил праздничного хлебосольства принимали в расчет еще и равенство семей. Если в одной семье число взрослых членов значительно превышало число таких же членов в другой семье, то последняя нередко уклонялась от хлебосольства в отношении первой. Но если между двумя семьями устанавливались хлебосольные отношения, то они уже поддерживались долгое время, до крупных изменений в семейном строе. На праздники приглашались прежде всего глава родственной семьи, его жена и старшие сыновья с женами и детьми – это из дома тестя в гости к зятю, если он уже был самостоятельным хозяином. Если же зять в своей семье был на вторых ролях – тогда приглашались только тесть с женой. Приглашение целой семьи происходило только тогда, когда обе семьи чересчур сдружились и когда они были примерно равночисленны. Из дома свата, в первые годы после свадьбы, тесть приглашал самого свата с женой и старшего сына, если таковой был, и затем и других членов семьи, пользовавшихся в ней особенным влиянием. Дети зятьев в гости к своему деду брались все без исключения: они пользовались особенно нежным уходом и заботой со стороны своей бабушки по матери. Нередко они оставались у дедушки с бабушкой на несколько дней после праздника. Вообще, для детей это было самым приятным временем в течение всего года, а в гостях у бабушки и у деда они чувствовали себя полными хозяевами. В деревнях в этот день родственники также ходили в гости к новобрачным – «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье, поучить уму-разуму». Хозяин угощал родню праздничным обедом и хвастался добром, нажитым со времени женитьбы, показывал все молодое хозяйство: рухлядь всякую в доме, зерно в закромах, упряжь в сараях. Все это сопровождалось поднесением пива, причем иные краснословы приговаривали: «Аспасов день – поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте-хозяйского добра не жалейте!» Также считалось обязательным приглашение молодых к родителям. В день Рождества Богородицы крестьяне обычно с утра шли в церковь на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве. Конечно, праздничное веселье усугублялось и разнообразилось там, где храмовые праздники самого дня 21 сентября сопровождались ярмарочными съездами и торжками.

31.08.2011

Похожие записи

To Top