Красная горка - традиции и обряды
Обряды на Красную горку.
В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье (на Красную горку) исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к «новоженам», которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.
В Пензенской области на Красную горку устраивалось «опахивание села». В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.
В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.
Антипасха.
«Антипасха» – греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» – праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.
«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».
Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» – говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.
Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело – пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое – знать что-то своим опытом.
Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. “Господь мой и Бог мой!” – воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). “Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким”. Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.
Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.
Красная горка 2011 - свадебный переполох.
Весна – это время любви и красоты. Вместе с распустившимися почкам, первыми пролесками и веселыми трелями птиц весна входит и в наши сердца. Не случайно именно на этот период приходится один из самых любимых в народе праздников – Красная Горка.
В 2011 году Красная горка попадает на 1 мая. Красная горка – это первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели.
Красная горка — это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи – так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм.
Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.
История Красной Горки началась задолго до принятия на Руси Христианства. После первых весенних паводков, когда с полей едва-едва начинал сходить снег, наши далекие предки устраивали народные празднества в честь победы красавицы-весны над суровой зимой. Юноши и девушки встречали весну песнями и танцами, устраивали веселые игры и открыто выражали свою симпатию, обмениваясь подарками и ювелирными украшениями. Традиционно гуляния происходили в самой высокой точке деревни, откуда открывался прекрасный вид на живописные окрестности. Отсюда и название праздника – Красная Горка.
С принятием христианства Красную Горку стали отмечать в первое воскресенье после Пасхи, в день памяти апостола Фомы. Этот праздник не только продолжал оставаться одним из самых любимых у простого народа, но и оброс новыми обрядами. Так помимо традиционных гуляний с песнями, веселыми играми и хороводами, во время которых юноши и девушки присматривали себе пару, появился обычай катать с горки красные пасхальные яйца – у кого дальше укатится и не разобьется, тот будет счастлив весь год.
По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки («закликали», или «заигрывали, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка — это есть торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды.
Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой.
Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день, было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей – никудышный жених, так как самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.
…Все течет, все меняется. Но и сегодня, как сотни лет назад, влюбленные пары предпочитают обмениваться свадебными кольцами именно на Красную горку. Потому как верят, что этот день, с его светлой энергетикой и доброй славой, сделает их счастливыми на всю оставшуюся жизнь.
Если вы, как и многие наши соотечественники, решили устроить свадьбу на Красную горку, рекомендуем заранее позаботиться о покупке обручальных колец. В интернет-магазине Rings.ru представлена огромная коллекция ювелирных изделий и свадебных колец, каждое из которых достойно стать талисманом вашей зарождающейся семьи. И пусть ваше семейное счастье будет долгим, как сама жизнь!
***
В языческие времена на лесных полянах да "красных (красивых) горах" стояли деревянные идолы славянских богов, возле которых всегда разжигали священные костры в честь Даждьбога. Люди совершали жертвоприношения, молились, а жрецы вершили суд праведный. На тех же красных горках в день браков жрецы благословляли новые молодые пары славян. Так в те далекие времена возник этот народный праздник, который называли "Красная Горка". Праздник сохранился и до наших дней.
Через много лет, когда на Русь пришло христианство, на красных горках стали воздвигать храмы и церкви.
Сложилась традиция в первый день Фоминой недели молодым людям выходить на красные горы как бы на показ, на смотрины. Считалось, что сделанный в этот день выбор — наиболее удачен. Народ говаривал: "Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой Горке, сочтемся-посчитаемся золотым венцом повенчаемся". Отсюда и такие народные приметы: дождь в день свадьбы означает для молодой семьи долгое богатство.
На Красную Горку парни обливали водой девушек, которые им нравились. Но тогда и сватовство было обязательным.
Источник: http://www.liveinternet.ru