Иван Купала

Иван Купала

После Семика и нераздельно связанного с ним Троицына дня главным народным праздником являлся Иванов день (7 июля (24 июня по ст. ст.) – Рождество честного и славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Так как день святого Иоанна Предтечи совпадал с купальскими праздниками, то с распространением христианства он стал называться днем Ивана Купалы или просто Купалой. Значение этого праздника определялось словами старинной народной песни: Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек – Семик честной,
Другой праздник – Троицын день,
А третий праздник – Купальница.
Этот праздник справлялся во время летнего солнцестояния, когда светило, достигнув своей высшей точки, делает первый поворот на зиму. Купало и Купальница – это древние Перун и богиня Заря. По поверью, солнце (Перун) сбивается в эти дни с пути-дороги, и ясноокая дева Заря является на помощь светлому богу. Она не только ведет его по стезе, но и каждое утро умывает его росой с напоенных летними благоуханиями лугов, пестреющих к этому времени всеми цветами. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь свадьбы бога солнца, супругой которого являлась светоносная заря-зарница, и одним из актов этой свадьбы было купание солнца в воде. Отсюда и название этих праздников. В песнях, которые распевали в деревнях на Ивана Купалу, его называли «любовным», «чистоплотным», «веселым». В одной из купальских песен прямо говорится: «Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый». Все эпитеты, которыми наделила Купалу народная песня, нашли объяснение в целом ряде обычаев, приуроченных к этому дню. Так, «любовным» Купала звался потому, что в этот день, раз в году, по народному поверью, расцветает цветок папоротника, обладающий чудодейственной любовной силой, которая перейдет на любого, нашедшего и сорвавшего цветок, при помощи которого, по словам купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь». Впрочем, сердца деревенской молодежи зажигались и без папоротника, потому что еще накануне Ивана Купалы рощи, леса, берега рек и луга оглашались веселыми хороводными песнями, и парни и девушки вместе искали чудодейственные травы, вдали от строгих глаз матерей и отцов. Верили также, что тот, кто сумеет сорвать цветок папоротника, обязательно отыщет зарытый разбойниками клад. «Чистоплотным» Ивана Купалу называли оттого, что на заре этого дня принято было купаться, причем этому купанью приписывалась целебная сила. С той же целью отыскать целебную силу поутру Иванова дня женщины шли «черпать росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак (круглый короб из бересты), с которыми отправлялись на луг. Здесь скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Купальская роса служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: ею кропили кровати и стены домов, чтобы не водились клопы и тараканы. От клопов существовало и другое, более радикальное средство. Когда в дом приходил священник и окропив его водой, собирался уходить, нужно было вслед ему мести пол, приговаривая: «Куда поп, туда и клоп». Считалось, что после этого уже ни одного клопа не останется, так как все они перейдут в тот дом, куда далее направится священник. Также накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно мыли у колодца или на реке так называемые квашенки – кадушки, в которых разводили тесто для ржаного хлеба. (По замечаниям исследователей, эти квашенки только и мыли один раз в год.) Во многих областях с Иванова дня начинали ломать прутья березы для банных веников, так как полагали, что веники, срезанные до Иванова дня, приносили вред здоровью (на теле будет чесотка). Вообще, баня, купание в реках и умывание росой составляли один из наиболее распространенных купальских обычаев. Местами он выродился в своеобразный обычай обливания водой всякого встречного. Деревенские парни одевались в грязное, старое белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на реку, где наполняли их самой грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение только для стариков и малолеток. Но охотнее всего, разумеется, обливали девушек, парни врывались даже в дома, вытаскивали и выносили девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивали водой и грязью. В свою очередь, и девушки старались отомстить парням и тоже бежали на реку за водой и грязью. Начиналась всеобщая свалка, полная веселья, криков и смеха. Дело кончалось тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на реку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, причем и парни, и девушки, разумеется, оставались в одежде. В некоторых областях купание в Иванов день признавалось очень опасным, так как в этот день именинником считался сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что не только топит всякого неосторожного, но и, затащив его в самую глубь речного омута, глумится над уже мертвым телом. Иван Купала повсеместно именовался еще и травником. Название это указывает на народное верование, которое гласило, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Иванову ночь и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались: петров крест (трава, похожая на простой горох без стручков; крест находится в корне, на глубине) – предохранял от колдунов и нечистой силы; чертогон – трава с теми же свойствами, ее втыкали в трещину над воротами и калиткой (от колдунов) и под крышей (для изгнания чертей); чернобыль-трава – ее заплетали в плети и клали «под Иванову росу» с приговором: «Мать – земля, отец – небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья»; зяблица – помогала от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно было топить в молоке; расперстьице – порошком этой травы присыпали больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли); мария-магдалина – от тоски; богородская трава – для окуривания отелившихся коров. В эту же ночь собирали и травы, которых много было в лесу: купаленку, медвежье ушко, богатенку – их втыкали в стены дома, на имя каждого члена семьи, замечая, чей цветок скорее завянет, тому или умереть в этот год, или захворать. Кроме целебных трав, в ночь под Ивана Купалу советовали искать и такие «лютые коренья», «злые былия», как любисток, перелет-траву, разрыв-траву. Перед силой последней, по поверью, не мог уцелеть ни один замок, как бы он ни был крепок. После Иванова дня – первый покос. По народной примете этот праздник является также и днем полной зрелости полевых и лесных трав. Недаром и пчела в записанной В. И. Далем пословице говорит мужику: «Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана!» Крестьянин русский говорил: «До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу!», «Коли до Ивана просо в ложку, будет и в ложке!» В ночь на Ивана Купалу загорались по полям, берегам рек и холмам праздничные огни. В старину в эту ночь никто не спал, чтобы не набросилась на беспомощного человека разбушевавшаяся нечистая сила. Еще с вечера Аграфены-ку-пальницы было принято разводить на границах села особые ритуальные костры. Обычно в купальском костре сжигали всевозможную рухлядь и чучело ведьмы. При первой вспышке пламени собравшаяся толпа молодежи откликалась огню веселыми купальскими песнями: Как на Ивана солнце играло,
Ходил чижик по улице,
Ходил чижик по улице,
Собирал девок на Купало,
Собирал девок на Купало,
Молодушек на гулянье,
А девочек венки вить,
Молодушек шапки шить.
А у девочек своя воля,
А у молодушек дитя малое.
Приехала купаленка
На семидесяти тележеньках.
Привезла нам купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почести.
Девушки, разодетые во все яркое и пестрое и убранные цветами, и парни, схватившись попарно за руки, перепрыгивали через пламя, связывая с удачей или неудачей прыжка судьбу своей супружеской жизни. Верили также, что прыганье через купальские костры избавляет от сорока злых недугов (в том числе от бесплодия). Матери сжигали на купальских кострах рубашки, снятые с больных детей, чтобы вместе с ними сгорела и болезнь. После того как костер догорал, отправлялись купаться на реку. Вода (омовение) и огонь (очищение) в купальских празднествах всегда были неразрывно связаны. В некоторых местностях было принято перегонять стада через огни, разложенные в поле в Иванову ночь. Этим предполагалось уберечь скот от всякой заразы. Разбрасывали головешки с Иванова костра по полям и огородам – от червей. Крестьянки вбивали у околицы в землю большой кол, обложенный соломой, в ночь на Купалу зажигали его и, подбрасывая в огонь березовые ветки, приговаривали слова, относящиеся к урожаю льна.

27.04.2011

Похожие записи

To Top